ТРИЗ и ЭЙДЕТИКА

Авторская программа Игоря Матюгина. Две эффективных и увлекательных методики для развития творческого мышления.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как

  • мозговой штурм,

  • синектика,

  • морфологический анализ,

  • метод фокальных объектов и их разновидности.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Эйдетика.

До появления в свет книги акад. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” все приёмы укрепления памяти назывались “мнемотехникой”. Лурия впервые ввёл разделение на мнемотехнику (методы, основанные на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнику (от слова “эйдос”, с греч. — образ; методы, основанные на конкретно-образном мышлении). В этой книге он приводит пример феноменальной эйдетической памяти. Многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической памяти.

Поразительная сила образов (или ЭЙДОСОВ, как их называли древние греки) была известна человечеству с древнейших времён и всегда широко использовалась в религиозных мистериях и системах целительства. Эйдетические способности отмечали у себя целый ряд учёных, художников, писателей: И.В. Гёте, Д. Лондон, В. Вундт, Э. Мах, К. Циолковский, а также А. Белый, Б. Пильняк, А. Толстой, К. Федин, О. Форш и другие. Так К. Федин сообщает: “Я прежде всего слышу, что пишу”, а А. Толстой говорил о своих образах: “Я их физически видел” .

По мнению ряда исследователей, эйдетической способностью в разной мере обладают все люди. Более того, эйдетизм — закономерная стадия развития ребёнка, пик этой способности приходится на 11-16 лет. Считается, что у взрослых она менее выражена и лишь у немногих сохраняется на всю жизнь. Эйдетические способности можно восстанавливать и развивать.

+7 966 121 91 43
Консультации
Corporate
Private
Telegam